Содержание

Краткая памятка А: как действовать в случае прихода сотрудников полиции домой?

Если к Вам пришел и звонит в дверь полицейский, в том числе сотрудник ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), необходимо действовать следующим образом:

  • Общайтесь с сотрудниками полиции вежливо, спокойно и доброжелательно. Помните, что они тоже имеют право на уважение и, вероятнее всего, просто пришли выполнять свои служебные обязанности, а не с целью нарушения каких-либо Ваших прав. При этом невежливое поведение может быть потом использовано против Вас. Ни в коем случае не допускайте насилия в отношении сотрудника полиции и не оскорбляйте его (за это может последовать ответственность по ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 318 («Применение насилия в отношении представителя власти») и ст. 319 («Оскорбление представителя власти») Уголовного кодекса РФ). Неисполнение законного распоряжения сотрудника полиции влечет административную ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ, при этом важно понимать, что сотрудник полиции может действовать законно, даже если для его действий нет объективных оснований (например, в результате получения заведомо ложного сообщения о преступлении). На незаконные действия сотрудников полиции надо реагировать только в рамках закона (см. ниже).
  • Удостоверьтесь, что это именно сотрудник полиции, а не постороннее лицо. Попросите его предъявить в «глазок» служебное удостоверение. Помните, что сотрудник полиции должен быть в форменной одежде и иметь нагрудный знак, позволяющий его идентифицировать (ст. 25 ч. 5 ФЗ «О полиции»).
  • Выясните причину и цель визита сотрудника полиции, после чего примите решение, будете ли открывать дверь и впускать его в свое жилище. В случае, если полицейский не может войти в дом без Вашего согласия, Вы вправе вежливо оповестить его об отсутствии для этого законных оснований и сообщить, что приняли решение не впускать его в свое жилище.
  • Если для посещения есть основания, полицейский должен уведомить Вас об этих основаниях. В случаях, предусмотренных законом (см. ниже) – предоставить соответствующие документы, дающие ему право войти в дом без Вашего согласия. В случае, если такие основания отсутствуют, вежливо попросите сотрудника полиции покинуть помещение, напомнив, что необоснованное проникновение в жилище противоречит закону и может рассматриваться как уголовное преступления (ст. 139 («Нарушение неприкосновенности жилища») и ст. 286 («Превышение должностных полномочий») Уголовного кодекса РФ).
  • Если Вы решили открыть дверь, воспользуйтесь цепочкой. Попросите предъявить служебное удостоверение, перепишите данные из него (ФИО, звание и должность сотрудника), позвоните своему адвокату, юристу или родственникам и сообщите о визите полицейского, попросив записать эти данные.
  • В случае проникновении в жилое помещение сотрудник полиции обязан с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу (см. ниже).
  • Помните, что действия сотрудника, проникшего к Вам в дом, должны быть ограничены предусмотренными законом целями. Выполнив соответствующие служебные задачи, он обязан покинуть Ваш дом.
  • Если это возможно, как можно раньше обратитесь к квалифицированному адвокату или юристу, имеющему реальный опыт защиты прав семей в подобных ситуациях.

Краткая памятка Б: что делать в случае незаконных действий сотрудников полиции?

В случае, если сотрудники полиции настаивают на входе в жилище в отсутствие законных оснований, угрожают взломать двери, нарушают Ваши права, находясь в Вашем доме, пытаются увезти Вашего ребенка, иным образом нарушают закон, следует действовать таким образом:

  • Не оказывайте сотруднику полиции силового сопротивления. Это может повлечь за собой уголовное преследование, даже когда он нарушает закон.
  • Немедленно сообщите об этом в соответствующие службы:
  • В случае, если сотрудники полиции не предъявили служебное удостоверение, при обращении в правоохранительные органы следует сообщать, что Ваши права нарушают неустановленные лица, называющие себя сотрудниками полиции.

Подробнее

Важная информация

Здесь представлены основные нормы права, помогающие семьям и родителям с детьми защищать свои права в случае внезапного визита сотрудников полиции в семью в целях «защиты прав ребенка».

Во многих случаях этих простых знаний будет достаточно для того, чтобы защитить свою семью от разрушения и своих детей от незаконного отобрания или нежелательного вторжения чиновников в их жизнь.

Однако эта информация охватывает далеко не весь комплекс правовых знаний, необходимых для защиты собственных прав и прав своих детей в более серьезных ситуациях, которые, увы, могут возникнуть в жизни практически любой семьи.

Мы настоятельно рекомендуем каждой семье найти квалифицированного адвоката или юриста, являющегося профессионалом в защите прав семьи и родителей (к сожалению, опытных юристов, специализирующихся в этой области, не так много), и договориться с ним о возможности экстренного обращения за правовой помощью в случае необходимости.

Если у Вас есть такой специалист, с ним необходимо как можно раньше связаться в случае возникновения одной из упомянутых ниже ситуаций. Если такой возможности нет, воспринимайте предлагаемые рекомендации как памятку для экстренных случаев.  Но необходимо помнить: при малейших признаках серьезной угрозы мы советуем, если это возможно, как можно быстрее привлечь для защиты Вашей семьи квалифицированного специалиста. Часто это помогает избежать многих более серьезных проблем.

Основы: Ваши конституционные права

Конституция Российской Федерации защищает…

…право на неприкосновенность частной жизни

Статья 23 ч. 1 Конституции РФ:

«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

Статья 24 ч. 1 Конституции РФ:

 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

…право на неприкосновенность жилища

Статья 25 Конституции РФ:

«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

В авторитетном «Комментарии к Конституции Российской Федерации» под ред. В. Д. Зорькина (председатель Конституционного Суда РФ) и Л. В. Лазарева (М.: Эксмо, 2008) указывается: «Право на неприкосновенность жилища относится к личным правам и свободам, призванным обеспечить охрану жизни, свободы, достоинства человека как личности и других прав, связанных с его частной жизнью. Оно обеспечивается тем, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц».

Таким образом, право на неприкосновенность жилища предполагает запрет не только входить в жилище без согласия проживающих там граждан, но и оставаться там без такого согласия.

…права семьи и родителей

Статья 38 Конституции РФ:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».

Таким образом, право семьи на защиту, родительские права, право на неприкосновенность частной жизни и жилища гарантированы Конституцией.

Конституционные права действуют непосредственно…

Статья 18 Конституции РФ:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

…и могут ограничиваться лишь федеральным законом и лишь строго в определенных случаях.

Статья 55 Конституции РФ:

«2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, конституционные права, включая право на неприкосновенность частной жизни и жилища, а также родительские права на воспитание детей, могут быть ограничены лишь конкретной нормой федерального закона. Их не могут ограничивать региональные законы, подзаконные нормативные акты или административные решения государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, если они не приняты строго на основании норм федерального закона.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ограничения конституционных прав федеральным законом «допустимы  в  строго определенных статьей 55 (часть  3)  Конституции  Российской  Федерации  целях» и «не   могут толковаться  расширительно» (см. напр. абзац 3 п. 3.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.1995 №17-П), а ограничивающая конституционные права норма федерального закона «должна быть формально определенной,  четкой,  не  допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения» (см. напр. абзац 2 пункта 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 №14-П).

Из этой и других правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что норма, ограничивающая конституционные права, должна быть прямой и ясной, четко указывать на конкретное ограничение конституционного права. Конституционные права не могут ограничиваться косвенными следствиями из норм федерального закона или путем их расширительного толкования. Это нарушало бы принципы, установленные самой Конституцией.

При этом следует напомнить, что решения Конституционного суда имеют такую же обязывающую силу, как и сама Конституция:

Ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

«Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».

Абзац 2 пункта 4 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.1997 №88-О

«[С]ледует иметь в виду, что правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц (статья 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)».

Необходимая правовая информация о действиях полиции

Могут ли сотрудники полиции отнять ребенка у родителей?

Нет. Действующие нормы законодательства не допускают отнятия ребенка у родителей сотрудниками полиции. Ст. 12 ФЗ «О полиции» перечисляет закрытый перечень обязанностей полиции, в который не входит обязанность отобрания детей у родителей при каких-либо обстоятельствах.

Часть 2 статьи 12 Федерального закона «О полиции»:

«Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон».

Нормы Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД РФ от 15.10.2013 N 845, предполагающая возможность доставления в отделение полиции и передачу в медицинские и иные организации безнадзорных и беспризорных детей, не предусматривает и не предполагает возможности забрать их у родителей. Такое толкование норм закона, являясь расширительным, противоречило бы Конституции и решениям Конституционного Суда РФ. Выявление «безнадзорного» ребенка не дает права забрать его у родителей, а выявленный вне дома «безнадзорный» ребенок, когда это возможно, должен всегда передаваться родителям.

Таким образом, даже «безнадзорность» ребенка дома не дает полиции права забрать или увезти его от родителей. В случае, если полиция видит наличие непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка, она должна привлечь органы опеки и попечительства, которые имеют исключительное право забрать ребенка на основании ст. 77 Семейного кодекса.

Отобрание ребенка полицией всегда является противозаконным.

Вправе ли сотрудники полиции признать безнадзорным ребенка, гуляющего на улице или находящегося дома без родителей (иных взрослых)?

Нет, не вправе. Закон содержит вполне конкретное определение «безнадзорности»

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

«безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц».

Из этого определения следует, что ребенок, просто находящийся один дома или гуляющий на улице без взрослых в то время суток, когда это прямо не запрещено нормами закона, не может в силу одного этого считаться «безнадзорным».

«Безнадзорность» существует по закону только тогда, когда «контроль за поведением ребенка отсутствует» — то есть он совершает антиобщественные или опасные поступки (в ином случае говорить об отсутствии контроля нет оснований), и при этом эта ситуация возникла «вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей» — то есть нарушения родителями конкретных требований закона в отношении их обязанностей. В России не существует норм закона, которые бы запрещали родителям отпускать ребенка гулять одного или оставлять его на разумное время дома без взрослых. Это нельзя делать только в отношении совсем малолетнего ребенка, оставлять которого без присмотра всегда и заведомо опасно (это может повлечь за собой ответственность по ст. 125 Уголовного кодекса РФ («Оставление в опасности»).

Если полиция забирает ребенка на улице как безнадзорного, она обязана возвратить его родителям, если это возможно (п. 80.7 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации).

Когда сотрудники полиции вправе войти в жилище без согласия проживающих там граждан?

Закон устанавливает:

Ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона «О полиции»:

«1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Таким образом, в общем случае сотрудники полиции не имеют права войти в жилище без согласия проживающих там граждан, не имея на руках решения суда об этом.

Это допускается только в исключительных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами:

На основе ст. 15 ч. 3 Федерального закона «О полиции»: для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (для этого по закону человек должен иметь официальный статус подозреваемого в уже открытом уголовном деле), для пресечения преступления (совершаемого прямо в данный момент), для установления обстоятельств несчастного случая (под этим закон подразумевает ситуацию, в результате которой человек погиб или получил телесные повреждения, приведшие к стойкой утрате работоспособности).

На основании ст. 8 ч. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: «в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления … на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».

На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ: в случае осуществления следственных действий в уже открытом уголовном деле, «в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска» и т. п. «не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения».

Какие нормы сотрудники полиции обязаны соблюдать, входя в жилище граждан?

Закон очень четко устанавливает обязанности сотрудника полиции, который входит (проникает) в жилое помещение.

Ст. 15 ч. 3 Федерального закона «О полиции»:

«1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение».

Дополнительные общие обязанности сотрудников полиции установлены другой нормой закона.

Ст. 5 ч. 4 Федерального Закона «О полиции»:

«При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина».

Таким образом, если к Вам пришел сотрудник полиции, еще до того, как Вы примете решение, впускать ли его в свое жилище, он обязан (через глазок или приоткрытую дверь) представиться, предъявить служебное удостоверение, сообщить причину и цель визита, основания, на которых он хочет войти в Ваш дом.

В случае, если проникновение в жилище производится сотрудником полиции без Вашего согласия, на основании норм закона он все равно должен выполнить эти обязанности, в частности проинформировать Вас на каком основании это делается.

Если к Вам в дом проникли полицейские без Вашего согласия, требуйте у них сообщить, на основании какой конкретной нормы и какого федерального закона это сделано. В случае, если это сделано на основании ст. 15 ФЗ «О полиции», необходимо выяснить, из чего полицейские сделали вывод о том, что в доме находится подозреваемый, совершается преступление и т. п. В случае, если это сделано на основании ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» или УПК РФ, необходимо требовать ознакомить Вас с постановлением руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или дознавателя (без этих документов в письменной форме сотрудник полиции не имеет права проникать в Ваш дом, он обязан ознакомить Вас с ними).

Помните, что есть и еще одно важное положение закона:

Ст. 6 ч. 4 Федерального закона «О полиции»:

«Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства».

Ответственность должностных лиц за нарушения закона

В описанных ситуациях в Вашем отношении могут быть допущены определенные нарушения закона. Перечислим основные и наиболее серьезные правонарушения такого рода:

Предусмотренные Уголовным Кодексом РФ:

Статья 126. Похищение человека

1. Похищение человека —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух или более лиц;

з) из корыстных побуждений, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены организованной группой;

в) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища

1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 330. Самоуправство

1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях:

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Авторские права на представленные на сайте инструкции и другие оригинальные материалы принадлежат Межрегиональной общественной организации «За права семьи» и CitizenGO. Вы имеете право распечатать эти материалы для личного пользования. Копирование иными способами и републикация материалов на других сайтах запрещается